вторник, 15 января 2019 г.

Тема: Значение музыки в сохранении и укреплении здоровья детей


Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Педагогические работники, в том числе и музыкальные руководители, общими усилиями решают задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.
Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством взаимодействия на психику человека, способом ее гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства.

Пифагор разработал понятие – учение об эвритмии, которая понималась как «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах.
Платон прямо связывает звучащую музыкальную среду, распространенность определенных музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства.
Инструментальное воздействие музыки очень велико на организм человека, оно проявляет себя следующим образом:
Звучание ударных инструментов дает ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы.
Медные духовые инструменты мгновенно выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу.
Интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляются в фортепианном звучании.
Струнные инструменты воздействуют на сердце.
А вокальная музыка воздействует на весь организм, но больше всего на горло.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. 
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание. 
ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ
ОМ – снижает кровяное давление; 
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
Итак, с одной стороны – музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, музыкотерапия, используемые на музыкальных занятиях, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующих здоровьесберегающих технологий: (здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников).
Основная форма музыкальной деятельности в ДУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
1. Валеологические песенки-распевки. Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. Нередко именно с них я начинаю музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
*Попевка «Щи»
Мы капустку порубили и в кастрюльку положили,
До чего же вкусные будут щи капустные;
далее картошку, морковку, петрушку, огурчик.

*Здравствуй, дружочек. Коротаевой.
Здравствуй, дружочек! Здравствуй, дружок! 
Скорей становись со мною в кружок. 
Друга зови, и я позову, руку ему протяну. 
- «Здравствуйте, наши ладошки! Хлоп, хлоп. 
- Здравствуйте, резвые ножки! Топ, топ. 
- Эй, язычки, просыпайтесь! Цок, цок. 
- Здравствуйте, глазки! Хлоп, хлоп. Хлоп, хлоп

*Парная игра-приветствие «Раз, два, три…»
Зашагали ножки по большому кругу..
Побежали ножки …
Поскакали ножки…

2. Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика  приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание (слайды)

3. Артикуляционная гимнастика. При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. При подборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В результате систематического проведения артикуляционной гимнастики, повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается память, внимание (видео)
4. Игровой массаж. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре ( «Рельсы-шпалы», «Соседей можно…»)
5. Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами («Апельсин», «Гости», «Горшок», «Твоя ладошка» и т.д.)
6. Речевые игры. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

*Речевая игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад!     Ритмичные хлопки
Лес осенний конопат.          Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат        Трут ладошку о ладошку.
И летят, летят, летят!           Качают руками.
*«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от «дождика»)
*Речевая игра с султанчиками «Шур-шур – песенка»
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат,
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
А где-то спит мурлыка-кот,
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поёт:
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
7. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты — от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия — важная составляющая музыкально - оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности приведет к положительному результату эффективности овладения детьми музыкальной деятельности, а также к формированию мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Сидорик Юлия Станиславовна, музыкальный руководитель государственного учреждения образования «Слонимский санаторный ясли-сад»
8 (01562) 2-49-64;
e-mailKrasotkaUlya@tut.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий