Вербальные и невербальные средства коммуникации.
В традиционной
педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом
зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с
ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали
родители от специалистов дошкольного дела.
В каждом слове заключён не только
информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую
реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.
В традиционной системе воспитания взрослые
частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не
считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса,
ябеда, соня, упрямец:
Один из современных педагогов сравнил ребёнка с
многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается.
Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.
Где бы табличку повесить: "Осторожно -
слово. Словом можно покалечить душу"?
Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в
своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых,
особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от
таких фраз-заявлений детям:
"Если ты не
будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок
воспринимает это так: "Такой, какой я есть, я неприемлем").
"Если ты не будешь
вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное
плохой"). "Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть
я не умён").
"Ты никогда ничего не
понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").
Мария Монтессори писала, что, требуя
послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не
воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле
мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем
тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность.
Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А
сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что
воспитываем личность.
Американский психолог Арнольд Гезелл:
"Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что
угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что
взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее
сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма
полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри,
благодаря собственным потенциям роста".
Дети учатся всему, и
искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.
Дошкольники
охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как
одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто
такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.
Не стоит забывать,
что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает
детей.
Чтобы чему-то научить, необходимо сначала
установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему
свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.
Эмпирические
открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией
Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами.
Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что
ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация
воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.
Словами мы загружаем левое полушарие. Оно
отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо,
его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы
подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается
гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.
Психолингвисты
дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух
формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма
- это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоциональнонепосредственная
- это её эмоциональное проживание.
Вербализованная форма осмысления практически
недоступна детям дошкольного возраста".
Доказано, что существуют два языка общения:
один язык - это язык слов, понятий, категорий,
обобщений, речевых единиц, фраз;
второй язык - это язык бессловесный: язык
мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.
Этот второй язык
появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об
отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского
сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может
не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога,
произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит
эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей;
прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе
обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.
Информация для
размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?
Малыш сначала
учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других
людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь
значительно позже справляется со своим собственным поведением.
Опыт общения со
сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно
развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной
средой.
Активные, содержательные и эмоциональные
контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.
Находясь в детском
коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым
одновременно, он хочет от взрослого понимания.
И понимание тоже не обязательно выражать
словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая
улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.
Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу
и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в
душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?
Бессловесная коммуникация - самая честная. С
детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких
слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.
Переживания остаются в глубинах эмоциональной
памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в
памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?
Итак, как обучать, не забывая завета
монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить.
Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не
оформлять".
Причину предпочтения невербального обучения в
Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я
забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".
Таким образом,
невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ
к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и
детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная
обстановка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий